На совести эксперта

Пермякова Ольга Вячеславовна

Зам.генерального директора ООО «Западно-Уральский

институт экспертизы, оценки и аудита»

(Институт экспертизы INEX)

Несут ли оценщики ответственность перед заказчиками?

Любые конфликтные ситуации между гражданами и организациями решаются как в судебном, так и досудебном порядке. Конфликт сам по себе подразумевает конфликт интересов. Интересов сторон. При этом каждая из сторон считает, что права в своих заявлениях. Однако все мы понимаем, что истина – одна. На чьей же она стороне решает суд, руководствуясь законодательством. Чем же руководствуется такое значимое лицо в решении споров, как судебный эксперт? Ведь, прежде всего, он должен быть независимым от чьих либо интересов.

Вопрос цены

Поговорим о такой сфере экспертизы, как оценочная. Оценка – это определение стоимости объекта имущественных прав. Оценщик-эксперт руководствуется ФЗ «О судебной экспертизе в РФ» и ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». Оценочной экспертизой имеют право заниматься как государственные экспертные организации, так и коммерческие, если они имеют квалифицированных специалистов со специальным образованием  в сфере оценки и экспертизы. А так же могут грамотно организовать процедуру экспертизы, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний согласно ст. 307 УК РФ, взять на себя контроль сохранности вверенных эксперту документов и сроков производства экспертизы.

Выбор эксперта

Ходатайство о назначении эксперта может подать каждая из сторон. Бывает, что и не одного. Для этого организацией готовится пакет документов установленного образца, включающий в себя письмо-согласие на проведение экспертизы с указанием стоимости услуг и сроков, а так же документы, подтверждающие квалификацию эксперта. В случае наличия нескольких предложений суд решает, кому доверить проведение экспертизы. И здесь играют роль несколько критериев: опыт и квалификация (в том числе соответствие специфике поставленных вопросов), стоимость и срок. Может быть назначена и комиссионная судебная экспертиза, предполагающая участие нескольких экспертов. При этом, если назначаются два и более экспертов из одной области знаний (в данном случае  сферы оценки), то они должны попытаться прийти к единому мнению и подписать один вывод о стоимости имущества. И если это не получается, то оформляются отдельные заключения.

Независимость эксперта

Поскольку каждая из сторон предлагает «своего» эксперта, который по предварительной договоренности готов отстаивать ее интересы, которые как мы уже понимаем, расходятся. Это означает, что есть как минимум два эксперта с полярно разными мнениями относительно предмета спора. Но истина одна! Вот здесь и встает вопрос о независимости эксперта.  Либо один из экспертов заблуждается, либо уже для себя решил пойти на «сделку с совестью», то есть подписать заведомо ложный результат. Конечно, то же самое можно сказать и об адвокатах. Помните известный фильм «Адвокат дьявола»? Когда успешный адвокат так же успешно защищал преступников, которые тем самым уходили от наказания. При этом невинные люди были несправедливо засужены. Однако бывают ситуации, когда каждая из сторон имеет «свою правду», этим и занимаются адвокаты. Поэтому не будем идеализировать ситуацию. Но поскольку речь идёт о вопросе стоимости объекта, здесь может быть верным лишь одно мнение. Ведь рыночная стоимость, например недвижимости, имеет относительно небольшой «ценовой коридор». Об оценке бизнеса и интеллектуальной собственности конечно можно рассуждать в более широких диапазонах. Главное, чтобы мнения не были результатом давления. В этом основной принцип независимости. Однако не всегда это получается. Не секрет, что перед оценщиками, аккредитованные органами администрации для муниципальных нужд, негласно ставятся определенные рамки и лимиты, за которые они не могут переходить. Ну как не могут? Могут! Но акты приемки им не подпишут до тех пор, пока стоимость не окажется в «разрешенных» пределах. То же самое касается оценки ветхого и аварийного жилья, когда оценщики «от администрации» категорически не учитывают в стоимости компенсации за сносимое жилье - оформленное за гражданами право на землю. В то время, когда стоимость земли учитывать логично, «возможно и вознужно»! Есть методики, позволяющие сделать это корректно и обоснованно. В некоторых случаях, добавочная стоимость от учета прав собственности на землю может составлять до 100% от стоимости самого жилья.

Ответственность

За качество своей работы оценщики несут имущественную ответственность, но многие относятся к ней формально. Ну да, обязали законом страховать  профессиональную деятельность оценщиков, и что с того? Компенсационные фонды, формируемые СРО оценщиков из карманов своих членов, так же направлены на возмещение возможного ущерба заказчиков, пострадавших от работы недобросовестных оценщиков. «Убытки, причиненные заказчику… подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков». Звучит страшно убедительно, но вспоминается цитата Салтыкова-Щедрина: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». На деле же, проблемы недобросовестных оценщиков ограничиваются только исключением из СРО, ни один оценщик не лишился личного имущества: своих квартиры, машины. Практика наказания таких оценщиков пока особо не наблюдается. Обычно суды отказывают истцам, пытающимся признать недействительным отчет оценщика, тем что, «величина рыночной стоимости, определенная независимым оценщиком носит рекомендательный характер, не является обязательной и не может быть оспорена посредством предъявления самостоятельного иска». В судебной же экспертизе эксперт несёт уголовную ответственность согласно ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний в суде. Её то и боятся многие оценщики, которые ни за какие коврижки не берутся за оценку в рамках судебных разбирательств, логически рассуждая: «Зачем? А вдруг, не дай бог, в суд вызовут?» А если и берутся, то в суде точно не появляются. Поэтому затраты на такую экспертизу скорее всего останутся в статусе «деньги на ветер».

Этика оценщика 

Согласно теоретическим основам это - совокупность этических норм и правил профессиональной деятельности в области оценки. А вообще говоря, это зеркальное отражение репутации оценщика. И если она эксперту дорога и стоит в основе шкалы профессиональных ценностей, она всегда будет опережать материальные интересы. Поэтому «продажные» мнения экспертов в суде рано или поздно оставляют неизгладимый след на их профессиональной репутации и пожизненно остаются на их совести. В то время, как верный истине эксперт будет всегда готов отстоять своё мнение и интересы своих клиентов.