Списание и уценка товара.
Оптимизация налогов – актуальная тема для организаций различных отраслей. Бухгалтера предприятий не понаслышке знают о том, что списание основных фондов является порой необходимой процедурой. Она помогает значительно снизить налоговое бремя, избавившись от активов, которые пришли в негодность и не приносят пользы. Кроме этого, снижение балансовой стоимости товара за счет уценки также приведет к снижению налога. Считается, что это чисто бухгалтерские операции. Однако бывает не лишним привлечь независимых специалистов, чтобы доводы были более убедительными. Ведь суммы экономии могут быть весьма существенными. Как могут помочь в этом серьезном деле независимые оценщики – в настоящей статье.
Списываем здание
Для того, чтобы списать недвижимое имущество с баланса, необходимо доказать, что оно находится в нерабочем состоянии. Но самое главное, обосновать экономическую нецелесообразность его ремонта и восстановления. Вообще это называется ликвидацией. По правилам, установленным для ликвидации основных средств, надо создать ликвидационную комиссию. Для этого руководитель должен подписать приказ о ее назначении. В состав ликвидационной комиссии обычно включается главный бухгалтер и лиц, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Также в комиссию целесообразно включить представителей технической (или инженерной) службы и независимых экспертов. Цель работы комиссии — оценить, нужно ли сносить здание или нет. Само это решение, а также его обоснование комиссия должна отразить в акте на списание объекта основных средств по установленной форме. Независимые специалисты помогут здесь провести экономические расчеты, проанализировать рынок и грамотно обосновать необходимость списания.
Не списать, но снизить налог
В случае, если здание находится в неудовлетворительном состоянии, но может быть отремонтировано, так же можно снизить налог, исчисляемый от его кадастровой стоимости. Ведь при кадастровой оценке техническое состояние никак не учитывается. Вернее учитывается как удовлетворительное. В то время, как независимый оценщик может учесть это в своей оценке, обосновать стоимость путем проведения расчетов необходимых капитальных вложений. Так, собственник может снизить налог путем оспаривания кадастровой стоимости. Обычно в судебном порядке. В нашей практике есть реальный пример, когда недвижимое имущество, расположенное в Кудымкаре и требующее капитального ремонта, по рыночной стоимости оценивалось порядка 3,5 млн.рублей, при кадастровой стоимости в 50 млн.рублей. Оспорив кадастровую стоимость, собственник снизил налог более чем в 10 раз.
Списываем товар
Как правило, списанию товаров предшествует их инвентаризация, в результате которой выявляются товары, пришедшие в негодность, их недостача, порча и т. д. Причинами списания товара может быть стихийные бедствия, пожар или затопление. В случае, если товар безвозвратно испорчен, необходимо обосновать экономическую нецелесообразность его ремонта. Это когда затраты на ремонт превышают их балансовую стоимость. В случае, если товар может быть продан, но с большим дисконтом, также необходимо обосновать это рыночными реалиями. Например, товар потерял товарный вид, но функционально пригоден. Или уместна ситуация, что товар морально устарел. В данном случае проводится анализ рынка в сегменте товара и выявляются причины морального износа. Например, на рынке присутствуют более дешевые модели и более высокотехнологичные. Так, благоразумный налогоплательщик никогда не будет переплачивать за активы, которые не стоят того. И где поставить запятую в «Списать нельзя оставить», решается в индивидуальном порядке.